В рамках международного казачьего форума состоялся семинар,
в котором приняли участие представители нашего храма.
+Фото обзор. IMG_0680-2.jpg

5 сентября в Астраханской музыкальной школе №1, которая расположена на территории Астраханского Кремля в рамках Межрегионального казачьего форума «Историческое, культурное, духовно-нравственное наследие казачества в России: опыт Астраханской области» состоялся информационно-методический семинар «Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах». Возглавили семинар - председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Астраханский и Камызякский Никон, атаман Астраханского окружного казачьего общества Константин Маркелов.


Открыл семинар приветственным словом губернатор Астраханской области Александр Жилкин: "В Астраханской области православная церковь является связующим звеном между всеми религиями, которые широко представлены в нашей области, она играет цементирующую роль в формировании спокойного равномерного развитии территории проживания более ста пятидесяти шести национальностей в мире и согласии. Мы проводим очень много совместных мероприятий между всеми этносами и конфессиями, это очень важно, так как мы должны впитывать и брать все самое хорошее, что осталось от предков. Я хочу нашему форуму пожелать успехов. Сегодня, безусловно, вся ваша работа концептуально согласована с нашей православной церковью, идет на основе того патриотизма, который формируется в стране на основе идеологических установок нашего президента. Спасибо Владыка Никон, желаю вам, чтобы все прошло хорошо, но уже, кроме того, что вы проведете такие площадки, круглые столы, я хотел бы, Константин Алексеевич, попросить вас, чтобы вы показали все то, что мы имеем, все наследие наших предков".


В ходе семинара с докладами и предложениями выступали священнослужители и казаки с разных уголков нашей страны. По благословению председателя отдела религиозного образования Астраханской епархии протоиерея Константина Осацкого с докладом на тему «Совместная общественно-просветительская работа приходов и казачества в учебных заведениях на примере деятельности храма апостола Андрея Первозванного и казаков Городского Казачьего общества» выступил сотрудник отдела религиозного образования и храма апостола Андрея Первозванного - Чернов Максим. На примере приходского ансамбля «Казаченька» и приходских казаков Максим рассказал собравшимся о совместной деятельности казаков и священнослужителей, cотрудников храма, в учебных заведениях Астраханской области. Также были продемонстрированы фото и видео ролики с прошедших мероприятий.


В завершении семинара к собравшимся обратился митрополит Астраханский и Камызякский Никон. Владыка отметил, что для него очень приятно видеть, что на секции собрались не безразличные люди, готовые делать благие дела, и что прежняя Россия начиналась именно с храма, богослужения, молитвы, и если это будет продолжаться, то все будет налажено, все будет на своих местах.


Подвел итог семинару председатель правительства Астраханской области, атаман Астраханского окружного казачьего общества Константин Маркелов: «Очень много полезных идей, мыслей я себе записал, и в завершении хотел сказать, что мы говорим о возрождении и становлении казачества, но мне кажется, что возрождение это какая-то формальная часть, признание государством, народом. Но настоящее становление оно как раз в том, о чем мы сегодня говорили - в духовности, в приходе казаков к тем задачам, которые всегда стояли и будут стоять - в служении отечеству, вере православной и казачеству. Служить православию это ходить в храм, быть по настоящему православным человеком, быть богобоязненным, не так, как сегодня сказали, бояться зайти в храм, а быть по-настоящему с душой. Мы ездили в этом году за благодатным огнем в Иерусалим, и попали на службу. Отпевали одного человека. Храм был полон прихожан мужского пола, а женщины стояли за храмом. А у нас получается по-другому. В храме женщины, а казаки стоят за храмом. И вот пока так будет, не будет становления казачества. Нам с вами предстоит огромная работа. И дай Бог нам, казакам и духовникам эту работу ежедневно выполнять, раз уж ты казак и взял на себя это дело, будь казаком до конца».


Предлагаем вашему вниманию доклад Чернова М.А. на тему «Совместная общественно-просветительская работа приходов и казачества в учебных заведениях на примере деятельности храма апостола Андрея Первозванного и казаков Городского Казачьего общества».


Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый атаман, отцы, братья и сестры!


Позвольте мне выступить с докладом на тему «Совместная общественно-просветительская работа приходов и казачества в учебных заведениях на примере деятельности храма апостола Андрея Первозванного и казаков Городского Казачьего общества «Астраханское». На выступление меня благословил станичный священник Городского Казачьего общества, настоятель храма апостола Андрея Первозванного, председатель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Константин Осацкий.


На приходе апостола Андрея Первозванного существует сразу два казачьих коллектива, которые занимаются духовно – просветительской деятельностью в учебных заведениях Астраханской области. Все эти казаки входят в состав Городского Казачьего Общества «Астраханское».


Первый коллектив - это приходской православный казачий ансамбль «Казаченька», они же являются певчими клироса на приходе. Совместно с отцом настоятелем протоиереем Константином Осацким казаки реализуют проект «Духовные основы казачества», который стал победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива».


В рамках проекта ансамбль выступал с концертами-проповедями в школах, интернатах, летних оздоровительных детских лагерях. Благодаря творческому подходу и личному примеру казакам удается доносить до молодого поколения, что казачий быт и культура – это не что-то непонятное и далекое, а близкое и родное каждому астраханцу.


Ведущим подобных мероприятий является председатель отдела религиозного образования протоиерей Константин Осацкий, который в перерывах между казачьими песнями рассказывает детям интересные и поучительные истории. Подобные выступления создают простую и неформальную атмосферу, где можно поговорить о Боге, о вере православной, о взаимоотношениях, не в поучительном тоне, а в простом душевном разговоре, что оказывает благое влияние на молодую душу ученика, а также учителей и родителей.


На одном из таких концертов, который состоялся для студентов Астраханской консерватории, в качестве ведущего совместно с о. Константином выступил о. Трифон Умалатов, заведующий сектором мероприятий и конкурсов при синодальном отделе религиозного образования. По окончании концерта о. Трифон отметил важность и деятельную пользу подобных выступлений.


Второй казачий коллектив – это казаки - прихожане храма апостола Андрея Первозванного. Некоторые из них прошли через суровую школу улицы и сейчас понимают от каких бед их отвел Господь, и в знак благодарности Богу они проявляют заботу о подрастающем поколении, и пытаются показать молодым людям иной образ жизни, а не тот, что навязывается и вкореняется сегодня в наших детях. «Если все наше молодое поколение, наше будущее воспитывается на чужих «хлебах» и идеях, то Родина для них станет чужая, и они ей тоже» – так говорил Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), эти слова как нельзя сегодня актуальны. Совместными трудами и усилиями казаки Городского Казачьего Общества, а также представители храма Андрея Первозванного в лице диакона Алексея Григорьева, и членов молодежного движения при храме апостола Андрея проводят тематические уроки и занятия в среднеобразовательных школах города.


Обычно эти занятия носят названия «Урок мужества», и проводятся в рамках почитания Дней Воинской Славы. Каждый урок относительно индивидуальный, и тема выступлений подбирается по возрасту учеников, месту нахождения школы, также учитываются события, происходящие на данный момент в мире. Помимо уроков мужества проводятся классные часы, посвященные православным праздникам. При подобных занятиях ученики заполняют актовые и спортивные залы, а казаки и представители храма рассказывают детям о таких понятиях, как мужество и героизм на примере подвигов молодых казаков и Святых подвижников Православной Церкви, а также современных героев-сверстников. Ведутся беседы о важности и необходимости для нашей Родины иметь патриотов, об их воспитании, что этому способствует, и что патриотизм "это и есть наша национальная идея".


Польза и плюсы:


1) Налаживаются взаимоотношения с учениками, педагогами, директорами


- Сегодня в нашем крае взаимодействие казачества и Министерства образования в стадии активного сотрудничества, директора школ сами порой приглашают казаков для проведения классных часов. Для сотрудников храма и священнослужителей совместная деятельность с казаками дает очень хорошую возможность приходить со словом Божиим в школы, общаться с детьми, чьи души, конечно же, христианки, очень часто лишены церковного общения.


- Имея опыт общения со школьниками, мы наблюдаем, что подавляющее большинство из них, в том числе и старшеклассники, обнаруживают обескураживающую непросвещенность и незнание истории своей страны. Почти совсем забыты и находятся в безызвестности наши герои, но американские киногерои всем хорошо знакомы, совсем неизвестен для школьников вклад в науку отечественных ученых, изобретателей и многое другое. Совместные мероприятия в школах дают возможность познакомить ребенка со многим новым и действительно интересным для него, проводить не только духовно - воспитательные беседы, но и рассказывать детям о нашей русской цивилизации и, конечно же, говорить о патриотизме на фоне воинской доблести. (О том, что детям интересно они говорят сами, говорят их поступки, их родители)


- Знакомство молодежи с традициями и культурой казаков, беседы о том, что на протяжении всего своего существования казачество было неразрывно связано с православием помогут привести молодых людей к церкви. По нашему опыту можем сказать, что существует хорошая возможность привести учеников школ на территорию храма, где казаки имеют возможность преподавать уроки фланкировки - владения казачьей нагайкой, шашкой.


- За время совместной деятельности происходить и воцерковление самих казаков.


- Достаточно немалое количество астраханской молодежи, не зная веры отеческой, ее красоты и подвижничества, устремляет свой взор на мусульманство, и вступают в ряды приверженцев ислама. В первую очередь, это происходит из-за того, что молодые парни видят там силу и пытаются примкнуть к коллективу сильных, быть под определенной опекой и иметь возможность самому задирать нос. В православии же не видят они силы, но только из-за того что с верой отцов совсем не знакомы, и подвиг православных мужей, воинов им не известен. Русские девушки, принимающие ислам, говорят о его привлекательности красоте, о том, что девушка должна служить мужу, покрывать голову, посты соблюдать, привлекает трезвость и мудрость цитат, а в православии всего этого нет, думают они, опять же все это от незнания веры и глубокого заблуждения. На вчерашнем пленарном заседании прозвучали слова о том, что казаки возвращающиеся с Алеппо говорят, что часто встречают надписи с аббревиатурой ИГИЛ - название определенного русского города, это выходцы из нашей страны. Астраханская область является одним из лидеров поставщиков террористок-смертниц. Моя одноклассница, которая училась на отлично, сейчас объявлена в международный розыск за содействие терроризму. В настоящий момент большая часть астраханских казаков могут являть себя той силой, к которой захочет примкнуть молодежь, и когда в школах у детей происходит товарищеское общение с казаками, их это привлекает. В свою очередь сотрудники храма пытаются донести школьникам ценности, традиции и красоту веры православной, что с раннего детства позволяет приоткрыть детям определенную завесу, которой родители оградили своих чад от Церкви Христовой по своему же незнанию


2) Налаживаются отношения прихода со школами.


- На данный момент наш храм с одной из школ имеет договор на сотрудничество и проведение совместных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи.


- Близлежащие среднеобразовательные школы предоставляют свои актовые залы и учебные кабинеты для проведения приходских мероприятий и мероприятий Воскресной школы, таких как круглые столы, выпускные балы, концерты.


Проблемы:


- В первую очередь к большой проблеме относится тот положительный фактор, что казаки всегда следуют за своим лидером, десятник ли это, сотник, атаман. Без хорошего лидера деятельности становится гораздо меньше. По нашему опыту совместного сотрудничества очень заметно, что когда десятник приходских казаков в командировке, дел становиться меньше, когда же он в строю, то ситуация меняется в положительную сторону. Тут как видится решение проблемы - нужны взаимозаменяемые люди, которые могут брать на себя роль заместителя, и также вести казаков за собой, и выбор таких людей должен осуществляться коллективно.


- Вторая проблема – это постоянная занятость казаков, работа, семья. Выход из проблемы – братские отношения со всеми казаками и взаимопомощь.


- Третья проблема заключается в том, что часто, в дни больших праздников, либо в дни знаменательных дат, казаков всех собирают в одном месте, для проведения одного мероприятия, это с одной стороны также хорошо, но и деятельность отдельных групп казаков в не центральных районах города могла бы принести хорошие плоды.


- Четвертая и очень важная проблема заключается в том, что одноразовые мероприятия в школах хоть и дают толчок, но нужна регулярность, и постоянство, план.


- Пятая проблема - нежелание школ (не всегда), вернее сказать нежелание учителей проводить подобные совместные уроки, будто их поневоле заставляют. Решение проблемы: Заниматься благотворительностью в школе, возможно, где-то помочь с ремонтом, субботником, узнавать о проблемах школы, и попытаться как-то проявить помощь в решении проблемы.


В первую очередь нужно деятельное воцерковление самих казаков


Слова Святейшего Патриарха Кирилла: «быть казаком - значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви»,- наши казаки пытаются исполнить на деле. Все данные мероприятия проводятся по благословению духовника, протоиерея Константина Осацкого, который направляет нас, помогает, наставляет добрым советом. Для приходских казаков батюшка выделил учебный домик воскресный школы, где казаки проводят свои слеты-сходы, сейчас этот домик оформлен под казачий курень.


На приходе проводится казачья масленица, в праздник Крещения клирик храма совершает молебен у проруби, в который казаки и члены молодежного движения окунаются в святую ночь. Казаки охотно помогают в храме, украшают его на праздники, оказывают помощь в ремонте, красят, охраняют храм в дни больших праздников. Очень важный момент заключается в молитве. Молиться за казаков нужно как священнослужителям, так и прихожанам, казаки оказывают частую внешнюю поддержку, приход должен помогать казаку в его внутреннем духовном устройстве жизни. Сами же казаки глубже познают веру святоотеческую, задают вопросы между встречами о жизни, о Таинствах Церкви и более осознано подходят ко Святой Чаше Спасения.


Методические советы по проведению классных уроков


- Очень важно в ходе занятий давать возможность самим ученикам думать и размышлять, отвечать на определенные вопросы, вести не монолог, а диалог. И, конечно же, проводить подобные мероприятия в игровой форме (мы проводим старинную казачью игру, когда ученик должен нагайкой сбить макушку камыша, именно так раньше деды играли с молодыми казачатами. Участников делим на 2 команды, мальчиков и девушек. Они придумывают себе названия, а после идут в бой с камышом. (Интересный факт – 100% побед одерживают именно школьницы в подобных сражениях)


- Подход к детям должен быть определенным, рассказчику гораздо лучше давать не простые теоретические сухие знания, а то, что он прочувствовал сам, пропустил через себя, о том, что тронуло свое же сердце.


- Также очень важно раскрыться перед детьми и попытаться их раскрепостить, войти в доверие. (Нужно искать нестандартные способы общения)


- Не стоит жалеть потраченного на подготовку и преподавание времени, а нужно понимать, что уныние и печаль бесполезны в деле, требующем мужества. Проведение подобного рода занятий может принести добрые плоды, но и не стоит чрезмерно много рассказывать детям, не допускать пресыщения информацией, и смиренно понимать, что глубин богословской науки за несколько минут мы дать им не сможем.


- Если говорить детям о каких-либо святых, героях прошлого и настоящего, то желательно приводить интересные примеры из детства и юности этих людей, а также полезно рассказать о героях вашего края (детство Суворова, Ушакова, Невского, о молодых героях Астраханцах).


- Подбирать темы, которые соотносятся с сегодняшними событиями.


-Поскольку Астрахань - многонациональный край, то на наших встречах присутствуют дети иных вероисповеданий, бывает, что таковых 50-60 %, а то и все 85%. Тут стоит отмечать, что казаки, например, в дни великого поста раздавали мясо нуждающимся представителям иной веры, можно рассказать и о совместных подвигах во время ВОВ, что сражались и защищали родину все вместе и жизни отдавали «за други своя» следуя евангельской заповеди.


- В завершении урока мы обычно проводим демонстрацию владения нагайкой, шашкой, что вызывает у детей бурю эмоций и шквал аплодисментов, это способствует, запоминаю прослушанного, а в конце совместные фото, обмен контактами.


- Нужно также при всем при этом понимать, что на плечах рассказчика лежит немалая ответственность за те молодые души, к кому он вошел в доверие.


Храни вас Господь!!!




























































































































Астраханская Митрополия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви

Контактная информация:Адрес: 414032, Астрахань, 1-й Сенной пер., 11

Телефон: +7 (8512) 55-06-71