Родительская мясопустная поминальная суббота


«Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе».

Блаженный Августин

Сегодня, 14 февраля, в Православной Церкви особенный день — родительская мясопустная поминальная суббота.

В нашем храме состоялось особое богослужение – заупокойная Божественная Литургия и панихида, называемая "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших". С раннего утра наши прихожане спешили в храм, чтобы подать записки «о упокоении» на Божественную литургию и самим помолиться на богослужении о своих усопших сродниках.


В своем пастырском слове иеромонах Феодосий (Поваляев) призвал всех прихожан, в эти священные для каждого православного христианина дни, помолится и вспомнить, воспамянуть добрым словом всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших. И поведал собравшимся случай из жития Макария Египетского:


Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и нашел на земле высохший человеческий череп. Макарий спросил череп: “Кто ты такой?” – “Я был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение”. – “Какое же облегчение получаете вы и каковы ваши мучения?” – “Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением”. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: “Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди”. И снова он спросил: “Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?” – “Мы, не знавшие Бога, – ответил череп,– хотя и немного, но еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются ниже нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями”. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился.


После отпуста Божественной Литургии духовенство храма совершил панихиду в память о всех от века усопших православных христианах.


Накануне вечером было отслужено заупокойное богослужение - парастас , за которым все тропари, стихиры, песнопения и чтения посвящены были молитве за умерших.


Во время богослужений перед амвоном, напротив Царских Врат - подсвечник с изображением Голгофы, а на панихидных столах - хлеб, сладости, фрукты, овощи – все это наша милостыня за усопших, приносимых прихожанами в качестве пожертвования , умножающая наши молитвы об усопших


«Верую… в жизнь будущего века» – эти слова «Символа веры» мы молитвенно произносим каждый день, а слова Господа нашего Иисуса Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20,38), – подтверждают действенность молитв живущих за умерших.


Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность - молиться о спасении их душ. Помимо частных поминовений усопших, Святые отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших).


Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей.


Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» (Быт. 2, 3). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми. В субботу же мы всегда поминаем души (усопших), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, - молиться соборно, поминая всех православных.


"Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду,
когда за оную приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви"

Блаженный Августин










Астраханская Митрополия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви

Контактная информация:Адрес: 414032, Астрахань, 1-й Сенной пер., 11

Телефон: +7 (8512) 55-06-71