Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник.)

«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан,
и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещение принимающего».

 

      18 января  накануне праздника Крещения Господня весь Православный мир отмечает Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник.) Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова, Церковь приготовляет нас к равноторжественному празднику Крещения, специально посвященными ему тропарями и канонами. Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и ожидая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает.» «Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос, устами чистыми и душами измовенными, приидите, тайно оставя Вифлеем». «Готовься, Иордан река, готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим, — вся земля да радуется».


      По традиции в этот праздничный день в храме апостола Андрея Первозванного были совершены Царские часы,  по окончании  которых состоялась Божественная Литургия Василия Великого. Возглавил богослужение настоятель храма протоиерей Константин Осацкий, ему сослужили иерей Иоанн Сухов, иерей Василий Власов, диакон Максим Ефимцев и диакон Алексей Григорьев.


      Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Однако более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими», за которыми Апостол и Евангелие возвещают нам о Предтече и Крестителе Господнем Иоанне (который  свидетельствовал о вечном и Божественном величии Христа) о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса, повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (явление Святой Троицы - Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог),  Евангелие внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни, благовествует о  сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия.


По прочтении часов и Литургии батюшка Константин с пастырским словом обратился к молящимся.

 

 

 

      После совершения Божественной Литургии клирики и прихожане с пением «Глас Господень на водах…», торжественно проследовали в колокольню, где совершили первое Великое освящение воды, с чем и поздравил всех собравшихся о. Константин:  «Дорогие братья и сестры, все мы здесь сегодня собрались, чтобы присутствовать и участвовать в Великом освящении воды, которое осуществляется лишь однажды в году. Святитель Амвросий Медиоланский так говорил: «Невозможно бы было, если бы Господь  не  погрузился в воды реки Иордан, чтобы эти воды осветились и приобрели тот смысл духовный, ту силу, которой обладает и поныне. Поэтому сегодня, когда совершилось Великое освящение воды, я всем вам желаю , чтобы вы  часть этой силы Божественной, этой благодати Божией взяли с  собой,  в свое сердце, принесли в свой дом, освятили свое жилище. Чтобы не только внешняя ваша сторона жизни была освящена, но и внутреннее все освятилось, и чтобы все ваши близкие стали более духовными, чтобы смогли заметить – что помимо материальных благ существует еще и взаимопонимание, взаимовыручка, любовь и придерживались всего этого. С праздником Богоявления, Храни вас всех Господь!»


      В завершение батюшка окропил новоосвященной водой всех прихожан, после чего отправился окроплять помещения воскресной школы, новопостроенную станцию электроснабжения храма, вход в новый строящийся храм и все его пределы,  будущую купель и поднялся на колокольню,  откуда  звонко и громко бил в колокола, благовествовав  всем жителям мкр. Бабаевского о празднике.


     Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть и духовный наставник.


Храни Вас Господь !!!






























































































Астраханская Митрополия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви

Контактная информация:Адрес: 414032, Астрахань, 1-й Сенной пер., 11

Телефон: +7 (8512) 55-06-71