Очерк. Паломничество по святыням Астраханского края



Паломничество к святым местам – естественная потребность души человека.
Это особое состояние души человека, который обращается с упованием к Господу и его святым .

     

    28 марта,  паломническим центром при храме апостола Андрея Первозванного была организована традиционная  поездка по святым местам Астраханского края.

    На сей раз наш путь лежал в северную часть нашей области, а крайней точкой поездки стало село Черный Яр.

    В дорогу отправилось более 50 человек, основную часть паломников составляли  прихожане нашего храма и ученики Православной Гимназии.

    Возглавил паломничество настоятель храма апостола Андрея Первозванного протоиерей Константин Осацкий.

     

    В 6 часов утра, экипаж с паломниками отправился в путь. Протоиерей Константин Осацкий провел для путешествующих небольшой экскурс о поездке, затем предложил всем немного отдохнуть и набраться сил на весь день.

     

    Cело Зубовка

    К половине десятого утра наш автобус остановился в селе Зубовка, и мы ступили на Землю, на которой не раз бывал Святой праведный Иоанн Кронштадтский.  Здесь находился Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь, на данный момент монастырь не действует и находится в заброшенном состоянии, но  ранее монастырь процветал, и батюшка Иоанн Кронштадтский любил это место и три раза бывал здесь. Отец Иоанн помогал в устроении обители и освящал вновь созданный церковный придел. Однажды, находясь здесь, отец Иоанн сказал, что скоро это место запустеет, но настанет время и монастырь возродится. Так же отец Константин рассказал, что по молитвам  Иоанна Кронштадтского в этом монастыре забил источник, почитавшийся в обители как святой. Был он с северной стороны. В советское время богоборцы решили источник замуровать, сначала  забросали его мусором, а потом залили цементом, таким образом, скрыли место существования источника. Но все мы, как и местные жители, надеемся, что вскоре духовная жизнь этого места возродится, и святой источник вновь пробьется из земли.


    Во время экскурсии по территории бывшего монастыря  протоиереем Константином Осацким было решено пройтись крестным ходом вокруг самой первой монастырской церкви в честь святых Жен-Мироносиц и помолится о ее восстановлении.


    Затем мы отправились к берегу реки рассматривать местные красоты природы, батюшка Константин обратил наше внимание на небывалых размеров березы.  А дети-паломники в это время бегали за гусями, потом от гусей…


    Вернувшись с реки, мы ждали, когда же нам откроют двери церкви, которая находится в комнатке, где раньше находился келейный корпус, но тут-то нас и удивили. Оказывается,  что уже восстановлена и полностью функционирует  та самая церковь в честь святых Жен-Мироносиц, вокруг которой час назад мы ходили крестным ходом с молитвой о ее восстановлении. Помолившись в храме, паломники  отправились дальше в путь.

     

     

    Черный Яр

    Следующим пунктом нашего пребывания стало село Черный  Яр, а вернее его окраина, где находится кладбище, на котором расположен один из самых древних храмов в Астраханской области, храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла.


    Храм выстоял в безбожные времена 20 века, выстоял Великую Отечественную. Известно, что немцы часто бомбили село Черный Яр - пол села было разрушено.  Но храм, стоящий на обрыве, прекрасно виден был для бомбардировщиков, с Божьей помощью выстоял, на территорию храма не попала ни одна бомба.


    Рассказал нам отец Константин и о другой угрозе храму.  Поведал нашему батюшке как то настоятель храма Петра и Павла, что «воды реки постоянно подмывают берега, и существовала большая вероятность обвала того участка земли на которой расположен храм.  Земля все сыпалась с Яра и обрушалась, и вот уже совсем немного и упадем, но за несколько метров до храма, по Божьей милости, эти природные явления прекратились».


    У кладбищенских ворот отец Константин рассказал нам и о житие Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского:


    «Преподобный отрок-схимонах Боголеп родился в 1660 году в Москве в семье московского дворянина Якова Лукича Ушакова, отличавшегося своей справедливостью, и его супруги Екатерины. При крещении новорожденному дали имя Борис, в честь святого благоверного князя страстотерпца Бориса (память 24 июля/6 августа). Вскоре Ушаков был определен воеводой в город Черный Яр, находившийся в 250-ти верстах от Астрахани.


    Борис с самого младенчества проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам он не вкушал от груди матери молока; когда благовестили в церкви, начинал плакать и сразу успокаивал­ся, когда его относили в храм. Когда мла­денца не носили в церковь, он плакал весь день и ничего не ел»


    Также батюшка поведал и о его перезахоронении:


    «…В 1851 году вода подступила уже на два аршина, жители обратились к Святейшему Синоду с просьбой перенести святые останки схимонаха Боголепа и получили на это разрешение. Был обретен маленький детский гробик, но лишь только городской глава принял его на руки, как он тут же выскользнул из его рук и вместе с осыпавшейся землей скрылся в водах Волги.


    Это исчезновение только что обретенного гроба было воспринято как дейст­вие Промысла Божия, так как святой отрок неоднократно являлся другим во сне и наяву ходящим по берегу и падающим под гору. Вместе с тем он утешал, что духом пребудет с верующими...»


    После чего мы узнали и о многих чудесах и исцелениях совершенных по молитвам  отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, и о том, как много раз черноярцы избавлялись от нападения иноплеменников по молитвенному предстательству Боголепа.


    «…В 1671 году остатки разбитого мятежного войска разинцев двигались к Астрахани из-под Самары: здесь они потерпели от царских полков сокрушительное поражение. Сам Степан Разин к этому времени был уже пойман и предан публичной казни в Москве. Бунтовщиками командовал его ближайший товарищ и отъявленный головорез Федор Шелудяк. За ним по пятам двигался с войском воевода боярин Иван Богданович Милославский.


         Приблизившись к Черному Яру, Шелудяк решил не вступать в бой, а забрать с собой всех местных жителей. Этим пополнением атаман рассчитывал укрепить поредевший астраханский гарнизон. Черноярцы не хотели воевать на стороне мятежников и вошли в лодки под угрозой расправы.


         Добравшись до Астрахани, Шелудяк не переставал думать о судьбе Черного Яра. Теперь он жалел, что не сжег крепость, в которой московское войско могло основательно укрепиться. Чтобы исправить ошибку, атаман снарядил верных ему татар с приказанием разорить город дотла.


         Казалось, что дело решится просто и быстро: крепость стояла пустая. Шелудяк приказал своим людям добраться до Черного Яра, захватить оставшуюся добычу и предать город огню. Татары приблизились к городу, но городские ворота оказались наглухо заперты, как при осаде. Никого из защитников наверху видно не было, и только в одном месте на стене они увидели странного вида мальчика, одетого в монашеское облачение.


         Когда татары подошли ближе, он посмотрел на них и грозно сказал: «Уходите, окаянные, вон. Бог поставил меня стражем месту сему, и вы не сумеете сотворить городу зла». Татары посмеялись речам отрока и приготовились к штурму. Отряд с разных сторон подошел к стенам, и тут произошло нечто необычайное: плотная тьма опустилась на воинов, и они в ужасе начали кричать и звать друг друга на помощь.


         Кое-как развернули они коней и отошли прочь от города на несколько верст, здесь татарские конники вновь обрели зрение и стали думать, что с ними случилось. Оставаясь в недоумении, они тем не менее не решились снова приступать к Черному Яру. Возвратившись назад в Астрахань, они рассказали Шелудяку обо всем происшедшем.


         Шелудяк не поверил: он рассвирепел, думая, что татары обманывают его. Атаман собрал новый отряд из самых отборных и верных казаков-донцов. Однако и эти посланцы вернулись от Черного Яра ни с чем. Штурм города опять не удался: отряд так же ослеп и был вынужден отойти восвояси. Казаки пребывали в сильном смятении и тряслись от страха. Они всем говорили о молодом иноке из Черного Яра, который своей сверхъестественной силой останавливает целое войско.
        
    Трепет охватил астраханцев, когда поняли они, что Господь карает их, как противников Божиих. А плененные черноярские жители ликовали: их город заступничеством преподобного отрока Боголепа остался цел и невредим...»


    Обогатив наши познания,  протоиерей Константин провел нас в храм Святых Апостолов Петра и Павла.  В храме находится очень много старинных икон, но при входе в храм, глаза всех паломников были устремлены на поиски  чудотворной новонаписанной Волжской иконы Пресвятой Богородицы, на которой рядом с Царицей Небесной на Волжском берегу изображен юный монах Боголеп. Приложившись к иконе и помолившись Преподобному отроку-схимонаху Боголепу Черноярскому, наша группа отправилась на тот самый обрывистый берег.


    Порадовав свои очи местной красотой, и насладившись благодатной тишиной этого края,  паломнический отряд, возглавляемый протоиереем Константином Осацким отправился далее.

     

     

    Село Соленое Займище

    В 1700 году на праздник  Покрова Пресвятой Богородицы  на правом берегу Волги было заложено село Соленое Займище Черноярского района Астраханской области.


    Именно в этом селе и была следующая наша остановка.


    Визитной карточкой села является церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в начале ХХ века — светлое здание храма видно с любого конца села, оно как бы парит над Волгой, лесами и полями.

     

    Пока в храме функционирует только один небольшой придел в честь Иоанна Предтечи, где все мы помолились перед Покровской иконой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, ибо всем нам хочется быть под покровом нашей Пречистой Матери, и не обойтись нам без Ее милосердного предстательства.


    Затем нам был открыт главный предел храма. Еще в 1930 году церковь наполнялась богомольцами, но потом ее закрыли и превратили в зерносклад. Когда–то богатая, она осталась без единой иконочки.  Но в 1993 году церковь как объект архитектурного наследия была взята под охрану государства, и сейчас там ведутся реставрационные работы.

     

     

    Село Грачи

    Далее мы отправились в село Грачи, которое раньше являлось казачьей станицей. По дороге о. Константин рассказал нам, что в этом селе находится храм в честь Донской иконы Божией Матери. Этот храм очень дорог нашему батюшке, именно с этого храма началось настоятельское служение о.Константина.  Батюшка поведал нам, когда получил он указ и приехал в с.Грачи, то первым делом увидел разрушенную колокольню, туда-то он и отправился в поисках храма. Но когда подошел к колокольне, храма не оказалось. Пошел батюшка по округе и видит здание краше других, вот и нашелся храм, думал батюшка, заглянул в окно, а там, с потолка свисает шар зеркальный, дискотечный. Местным клубом оказалось сие место. А народу нет и узнать не у кого. Подошел батюшка к небольшому домику, присел  на крыльцо отдохнуть, и, приподняв голову, увидел,  что над дверью висит маленькая иконочка. Вот и нашелся храм, в котором о.Константин прослужил 7 месяцев.

     

    Подъехав к селу, мы сменили автобус на самый древний вид паломничества - пеший. Пройдя метров 500, мы оказались ворот храма. Храм в Грачах, построенный в начале XYIII века, был варварски взорван в 50-е годы прошлого века и в настоящее время восстановлен за счёт спонсорских средств и добровольных пожертвований граждан. Да еще как восстановлен.  Очень красив храм как снаружи, так и внутри. Помолившись и получив благословение от настоятеля  храма о. Вячеслава мы отправились далее.

     

     

    Село Никольское

    А следующим местом нашего пребывания было село Никольское, где расположен самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы, купола которого видны с бортов проплывающих теплоходов. Этот трехпрестольный каменный храм построен в Никольском в конце девятнадцатого – в начале двадцатого века. Был освящен в 1899 году. Первый храм, построенный в 1802 году в селе Никольском, освященный в честь Николая Чудотворца, был деревянным. Название села – Никольское, по второй версии, дано именно в честь этого святого. Храм был расположен на берегу Волги, но с изменением русла реки земля под храмом обвалилась, и церковь ушла в реку.


    Второй храм в Никольском был заложен как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Но и он ушел в Волгу. Поэтому третий храм в селе Никольское был построен далеко от берега как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Однако рыбаки села Никольское решили сделать храм трехпрестольным и освятить придел в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые считались покровителями рыбаков.


    О. Констнатин очень тепло рассказывал нам о  схииеромонахе Паисии ( до пострига митрофорный протоиерей Павел Рябых ). Почти 30 лет отец Павел был настоятелем Рождества-Богородицкой церкви, завоевал большую любовь и уважение всех, кто его знал.  Когда о. Павел Рябых  побывал в 1991-м году на Афоне у старца Паисия Святогорца, тот ему сказал: «Тебе надо монашество принять», - а о.Павел ответил что пока еще не готов. Спустя 10 лет отца Павла постригли в монашество с именем иеромонаха Симеона. А незадолго до смерти был пострижен в схиму с именем Паисий. Вот так и вышло, что старец Паисий Афонский наставил его на путь монашества.


     Главной святыней храма считается икона Божьей Матери "Нерушимая стена".  В 1906 году - в Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь приезжал Иоанн Кронштадтский, который освящал в монастыре церковный придел. В иконостасе нового придела находилась икона Божией Матери «Нерушимая Стена». После революции монастырь был закрыт, разрушен, церковная утварь и иконы - уничтожены. Икону же «Нерушимая Стена» спасла одна из прихожанок, которая через много лет и решила передать ее храму в Никольском. Образ Пресвятой Богородицы творит настоящие чудеса,  а из левого глаза Богородицы (который был выколот коммунистами) течёт благодатное миро. 


      Приклонив колени, помолились мы Пресвятой Богородице, после чего все приложились  к чудотворному образу, испрашивая помощи у нашей Царицы Небесной.


    Нашу экскурсию продолжила  трапеза, и все наши паломники были досыта накормлены вкусными макаронами и булочками.


    Так же мы побывали и во дворе храма, где находятся могилки старца Паисия и протоиерея Николая Ситкина, которого Господь, за любовь и целомудрие  наградил даром прозорливости.


    Когда о. Николай закончил семинарию, всех выпускников благословили искать себе невест, венчаться, после чего их обещали рукоположить. В это время батюшке очень понравилась одна девушка из дворянского сословия, звали ее Анна. О.Николай решил обязательно жениться на ней. Николай, набравшись смелости, пришел к отцу Анны, чтобы просить её руки. А отец её ему и говорит:

        - Не бери ты её, на ком хочешь женись, только не на ней. Она же ни к чему не приучена, работать не умеет. Если её брать, то надо сразу же брать и служанку.

     Николай же стоял на своем:

        - Никто мне не нужен кроме неё.

    Тогда отец Анны подводит его к образу Спасителя, и говорит:

       - Если берешь её в жены, то придется тебе все домашние дела за неё самому делать.

       Николай отвечает:

        - Все за неё буду делать.

        - Тогда клянись, - говорит отец, - на иконе, что её не бросишь, и все за неё будешь делать.

      Николай поклялся. Свое обещание он твердо хранил до самой смерти своей супруги.

     

     

    Село Пришиб

    Проехав около 15 км, мы оказались в селе Пришиб, где стоит  старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы  построенный в русско-византийском стиле. В советское время храм был разворован и закрыт, впоследствии стал использоваться как зернохранилище.


    Подойдя к храму паломники увидели, что он закрыт, тогда воскресники Андреевской  школы отправились на поиски бабушки Галины, которая заведует ключами храма. Поиски увенчались успехом, и храм был открыт.  Осмотрев архитектуру храма, бабушка Галина предложила подняться и на колокольню храма, что вызвало большую радость у молодых активистов нашего паломничества. Осмотрев  село Пришиб с высоты птичьего полета, довольные и уже подуставшие паломники отправились в село Енотаевка.

     

     

    Село Енотаевка

    В селе Енотаевка царила прекрасная погода, а наша паломническая группа подходила к Огромному собору, построенному в соответствии всех норм градостроительства времен классицизма. Свято-Троицкий собор, третий по значимости после Астраханских Покровского и Успенского соборов. Именно здесь ранее находилась кафедра викарного епископа Леонтия, расстрелянного вместе с астраханским архиепископом Митрофаном. На сегодняшний день Леонтий в зарубежной церкви причислен к лику святых.


    В последние годы в соборе замироточило несколько икон, но прикоснуться к святыням нам так и не удалось. Ко времени нашего приезда в храме началось вечернее богослужение, и, чтобы не отвлекать енотайцев от молитвы, было решено глазком заглянуть и осмотреть храм.  После чего наши паломники запаслись местными церковно-печатными изданиями и отправились в путь домой, в город Астрахань, где всех уже ожидали родные и близкие.   

     

     

    ---смотреть ВСЕ ФОТОГРАФИИ С ПАЛОМНИЧЕСТВА---



Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. С. Зубовка






Храм Петра и Павля. Черный Яр







Храм Покрова Пресвятой Богородицы. С. Соленое Займище






Храм в честь Донской иконы Божией Матери. С. Грачи






Храм Рождества Пресвятой Богородицы. С. Никольское







Храм Покрова Пресвятой Богородицы. С. Пришиб














Астраханская Митрополия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви

Контактная информация:Адрес: 414032, Астрахань, 1-й Сенной пер., 11

Телефон: +7 (8512) 55-06-71