Очерк. Паломничество по Святым местам:
Задонск - Москва - Сергиев Посад - Годеново - Оптина пустынь.

20 августа,  паломническим центром при храме апостола Андрея Первозванного была организована пятидневная  поездка по таким Святым местам как:
Воронеж – Задонск - Москва – Косино - Свято-Троицкая Сергиева Лавра -  Годеново – Переславль-Залесский - Оптина пустынь – Шамордино

За предоставленный материал редакция сайта выражает большую благодарность участнице паломничества - Мединцевой Лилии (педагог Православной Гимназии им. Свщмч. Иосифа митрополита  Астраханского). Также в статье использовано примечания редакции сайта prav-life.ru и других авторов.

В жизни каждого человека есть место, которое особенно дорого его сердцу. Это его малая Родина, место, где он родился и вырос. Но, не смотря на это, с годами ты перестаешь удивляться несравненности и уникальности матушки России.

Стоит лишь оглянуться вокруг, и увидишь, с какой любовью и фантазией создал свои творения Бог. Как он велик и многогранен, всемогущ и справедлив, как Он любит нас и сколько сделал для нашего спасения.

Этим летом я совершила первую в своей жизни паломническую поездку. Путь предстоял неблизкий, но расстояние никого не страшило.

Воронеж - Задонск

Неизгладимое впечатление произвел на паломников Воронежский кафедральный собор, где мы имели возможность помолиться у мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Петра (Зверева). Это был первый пункт нашего прибивания.

Затем наш путь лежал в город Задонск. …. Во время путешествия с нашим микроавтобусом возникли неполадки,  и тут было решено  читать акафист Николаю Чудотворцу, после чего никакие беды нашему транспорту были уже не страшны. В молитве время пролетело незаметно, и вот уже паломнический автобус подъехал к Задонскому Рождество-Богородицкому мужскому монастырю. С трепетом и благоговением входили мы в огромный собор…

Непередаваемая  атмосфера, святая тишина и покой. Даже самые маленькие путешественники посерьёзнели и вели себя тише обычного.  Шло вечернее богослужение, всех паломников помазали освященным елеем. В центре храма находится величайшая святыня - рака с мощами святителя Тихона. Мы преклонили колена и помолились, а потом без спешки по очереди приложились к святым мощам, прося об исполнении заветных желаний, о здоровье родных и близких, о покровительстве святого Тихона Задонского.

"Когда выходишь из храма, то ощущаешь себя по-иному, смотришь на всё другими глазами. Видишь вокруг себя мир как творение Божие. Радуешься небу, природе, замечательным людям, которые окружают тебя, чувствуешь духовную близость с ними, на душе так хорошо"

Ну и конечно же посетили святой источник.  Нельзя не упомянуть и о гостеприимстве Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, где нас накормили и предложили ночлег, но путь наш лежал дальше…

Москва

Ранним утром мы прибыли в столицу нашей Родины, и первым делом мы отправились к Блаженной Матушке Матроне в Покровский ставропигиальный женский монастырь. Ворота монастыря были еще закрыты, и  пока все мы ждали его открытия, отец Константин прочитал акафист Святой Матроне. После поклонения мощам дивной святой старицы Матронушки православные астраханцы ощутили необыкновенную духовную радость. Утешение, полученное у матушки Матронушки, мы  сохранили в своих сердцах, горячо воспевая величание: "Величаем тя, святая праведная блаженная Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего".

Следующим пунктом нашего пребывания был Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Здесь мы поклонилась памятному Кресту – точной копии Креста, установленного в 1908 году  в Кремле на месте гибели от рук террориста Каляева великого князя Сергея Александровича, останки которого покоятся ныне в усыпальнице Романовых под Преображенским храмом.  Затем, немного поговорив о судьбах династии Романовых у памятника её основателю Михаилу Феодоровичу и последнему русскому императору-страстотерпцу Николаю Александровичу, мы поднялись в храм, где приложились к  чтимому образу Божией Матери «Всецарица». Милостью Божией по молитвам перед этой иконой происходят исцеления от онкологических заболеваний.

Также в Москве нам удалось посетить Симонов монастырь. Преподобный Сергий Радонежский;считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь, приходя по делам в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей Св. Кирилл Белозерский(1337-1427), Св. Иона, митрополит Московский (ум. в 1461 году), патриарх Иосиф (ум. в 1652 году), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый «нестяжатель» инок Вассиан. В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек.

Судьба Симонова монастыря после Октябрьской революции была печальна. В 1930 году стены монастыря, а также пять из шести его храмов были взорваны. В последующие годы на его территории был построен Дворец культуры завода ЗИЛ.  От крепостных стен монастыря остались лишь три южные башни, соединенные остатком стены.  Пройдя мимо стены Симонова монастыря, направились к церкви Рождества Богородицы - одна из древнейших и самая легендарная церковь Москвы, связанная с именами преподобного Сергия Радонежского, Димитрия Донского и героев Куликовской битвы, а в наше время это был  первый московский храм, который был  возвращенным Русской Православной Церкви. Здесь мы помолились перед святынями храма – ракой святых преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, ковчегом с мощами преподобного Пересвета, Влахернской иконой Божией Матери с мощами святых

На восточной окраине столицы есть удивительное по своей красоте и спокойствию место – старинное село Косино – именно в это место выбрала наша группа отправиться дальше. Косино давно включено в городскую черту Москвы, но не утратило прежний облик: на уютных маленьких улочках стоят бревенчатые избы, любовно украшенные резьбой, а над крышами парят купола косинских храмов, отражаясь в Белом озере. В одном из храмов древнего села Косина хранится чудотворная икона Божией Матери, подаренная Петром Великим. Здесь нам провели обзорную экскурсию и рассказали о  Косинской (Моденской)  иконе Божией Матери, и о множестве чудес здесь зафиксированных.  Немало случаев помощи Божией Матери женщинам, страдающим бесплодием, после молитв перед Её иконой Косинская, также было отмечено, что и многие астраханцы получили здесь благую помощь от Царицы Небесной.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

И вот ближе к вечеру наш паломнический отряд приехал  в духовное сердце России - обитель преподобного Сергия Радонежского. После заселения в доме паломника мы отправились на источник преподобного Саввы Сторожевского. Окунувшись в ледяном источнике, каждый из нас ощутил прилив сил, благодати,  внутреннее спокойствие и радость.

Утром паломники поняли смысл выражения «подняться ни свет ни заря». С замиранием сердца мы  отправились на братский молебен у мощей Игумена всея Руси. После молебна, когда уже рассвело, мы сумели оценить архитектурный ансамбль Лавры. Троицкий, Трапезный, Успенский, Духовской храмы покорили нас своим совершенством и праздничным настроением, и так не хотелось уезжать из этого места, но маршрут – есть маршрут.

Годеново

Теперь наш путь лежал в Ярославскую область, село Годеново. В храме свт. Иоанна Златоуста храниться знаменитая святыня - животворящий крест Господень. Крест был явлен чудесным образом пастухам на Сахотском болоте в 1423 г. и после прославился многими чудесами и исцелениями.  История Креста полна чудес: и исцеляет, и в огне не горит, и топором не рубится…что богоборцы с ним ни делали, ничего не получалось, только сами бывали наказаны…а святыня оставалась цела. После 1917 г. богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами, уничтожить соляной кислотой, но не смогли. Отец Константин рассказал нам об этом Святом месте, и мы отправились на поклонение Кресту.

« Припав к Животворящему Кресту каждого охватывает непередаваемое чувство, когда губами и лбом прикладываешься к ногам Спасителя, вдыхаешь необыкновенный аромат, исходящий от Креста… душа ликует… и скорбит…и радуется … и слезы перехватывают дыхание…Незабываемое чувство! Слава тебе, Господи! «Радуйся, честный Крест Христов, являющий нам любовь и долготерпение Божие»»

Переславль-Залесский

Насладившись живописным видом монастыря, покинули это благодатное место, чтобы  совершить переезд в Переславль-Залесский.

Переславль-Залесский - некогда знаменитый, а ныне маленький провинциальный город, расположенный на берегу Плещеева озера в 150 км от Москвы. Город - настоящий музей под открытым небом. Именно сюда был перевезен с московской Яузы потешный флот Петра I. Переславль - колыбель русского флота, потому что здесь юный русский царь начинал упражняться со своей молодой флотилией.  Переславль - родной город Александра Невского. На Красной площади города стоит памятник полководцу и старинный белокаменный храм, в котором его крестили.

Здесь мы посетили обитель Никиты Столпника. Никитский монастырь — один из древнейших в России. Основан в 1010 году.  Широкую известность монастырь приобрёл после того, как в нём поселился преподобный Никита Столпник, которого в народе называют Никита-бесогон.

Мы поднялись по высоким ступеням в Благовещенский храм, приложились к иконе и мощам преподобного Никиты и испытали на себе тяжесть вериг – кованых железных цепей, которые носил на себе, не снимая, преподобный Никита.

Также мы посетили Свято-Никольский женский монастырь, где погода нам благоприятствовала. Солнечные лучи пробивались сквозь листву деревьев, радостно играли на золотых крестах и куполах Никольского  храма. Место это очень живописное, красота неземная. Многие из наших паломников долгое время оставались у пруда, где бил фонтанчик в виде креста, а вокруг него рос всем астраханцам известный лотос, и плавали мало кому известные виды рыбок.

Оптина Пустынь - Шамордино

Последний день паломничества мы проводили в Оптиной пустыни - одной из наиболее почитаемых обителей России, известная своими старцами и трепетной молитвенной традицией, пришедшей со Святого Афона. Оптина - особая земля, оплот русского старчества, а  молитвами здешних праведников держалась и держится вся Россия.

Насыщенная программа ждала нашу группу: первым делом батюшка Константин исповедовал наших паломников прямо перед мощами Оптинский Старцев, затем мы отправились  на братский молебен перед мощами прп. Амвросия Оптинского, приложились к его Святым мощам, и посетили Божественную Литургию,  которую сопровождали чудные ангельские голоса монашеского хора, оставив неизгладимое впечатление в душах паломников. Многие астраханские богомольцы удостоились Причаститься Святых Христовых Таин. После богослужения нас досыта накормили в трапезной обители. Набравшись сил духовных и телесных, нам была проведена экскурсия по монастырю. За время экскурсии наша группа приложилась к мощам Оптинских старцев, батюшка Константин рассказывал нам о годах своей молодости, проведенных в этой обители, о здешних традициях, об истории Оптины, также отец Константин отслужил панихиду по отцам Василию, Трофиму и Ферапонту (Оптинские новомученики)

Интересной стала пешая прогулка до Оптинского скита, возле которого мы испили водицы из колодца преподобного старца Амвросия и  решили отправится через лес к озеру. До озера мы так и не дошли, так как все мы в этом лесу затерялись и долго блуждая по древним зарослям дорогу к озеру так и не наши.

А далее, посещение Шамординской обители, небольшая экскурсия и продолжительный спуск по множеству ступенек к Святому источнику, искупавшись в котором ( а многие из нашей группы  по очень много раз искупались в этом источнике). Нас ждал такой же продолжительный подъем, по тем же самым ступенькам, после чего наши паломники закупались товарами в местной церковной лавки и отправились в путь домой, в родной город Астрахань.

Это путешествие надолго останется в моем сердце… Соприкосновение с историей православной Руси, с укладом жизни в монастырях заставляют задуматься о многом. На протяжении всей поездки я испытывала необыкновенное чувство благодати, которое может подарить только Православие.

Паломничество – это встреча с чудом! Оно помогает выбрать правильный путь по жизни, обновлению и очищению души, духовно-нравственному росту и развитию человека.

Особенные слова благодарности за организацию поездки хочется выразить паломническому центру при храме апостола Андрея Первозванного, нашим водителям, и, конечно же, батюшке Константину Осацкому.

«Человек – творение несравненное, уникальное. Единственное, что всех нас объединяет, - наша сотворенность по образу Божию. Стать Богогподобным – задача всей жизни. Путь у каждого свой. У каждого свои призвание и ответственность за следование этому призванию. Неповторимое и несравненное нельзя соизмерить, сопоставить, человек сравним только с самим собой – каким был и каким стал. Жизнь должна проходить в развитии, в росте. Живет то, что растет. Если перестал жаждать совершенства, искать полноту в Боге – ты умер.»