Духовная идея в русской иконе.


Дорогие прихожане и посетители нашего сайта!

Сегодня мы публикуем доклад настоятеля храма апостола Андрея Перворзванного, протоиерея Константина Осацкого, на тему : «Духовная идея в русской иконе»

С этим докладом, протоиерей Константин Осацкий выступил на пленарном заседании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ АНДРЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ «Духовные родники России — неиссякаемый источник развития государства».

Данный доклад очень заинтересовал молодёжь и широкую общественность, и было рекомендовано министром образования Гутманом В.А. к использованию в школах в качестве дополнительного образовательного материала.

В ближайшее время на нашем сайте будет опубликована видео презентация данного доклада.

Мой небольшой доклад посвящен древнерусской живописи – одной из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа.


Сегодня я наблюдаю возросший интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и понимаю, какие существуют трудности к ее восприятию у тех, кто к ней обращается впервые. Их испытывают практически все – и подростки, и взрослые, причем даже люди хорошо образованные, хотя в древней Руси ее живопись была доступна всем.


Дело в том, что коренятся эти трудности не только в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, и в драмах нашей истории.


Древнерусская живопись – живопись христианской Руси играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная.


Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово, воплотить образы христианского вероучения».


Образ по-гречески – «икона». И уже с глубокой древности слово «икона» стала употребляться и употребляется для обозначения отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т.е. образом, воплотившем слово, является все созданное этой живописью.


Нашему современнику, привыкшему с детства к европейской живописи (потому что европейской по типу является и русская живопись XVIII-IXX в.) труден и непривычен художественный язык иконописи.


Но, кроме того, нам плохо известно Священное Писание, неведомы жития святых, церковные песнопения, в общем, все то, что лежит в основе древнерусской живописи. И вот в музейных залах при разглядывании книг по искусству, на экскурсиях в древних городах и храмах взрослые и дети задают одни и те же вопросы: «Кто изображен? Что изображено?», а потом – «Почему так изображено?».


Вопросы эти кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными чрезвычайно важные и нужные. Эти вопросы продиктованы самой древнерусской живописью и ведут к стоящей за этим духовной идеей, которые составляют ее суть.


Стремясь передать, постичь столь важное содержание русские иконописцы твердо опирались на выработанные для этого веками каноны.


Главный центральный образ древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) – это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос – Человек и, одновременно, Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. Соединив со своей Божественной природой всю полноту природы человеческой, Он несет людям свой Завет, свою проповедь и, испытав присущую при этой природе страдание, уничижение, смерть, искупает человеческие грехи.


Сама возможность изобразить Иисуса Христа была подтверждением совершившегося ради людей радостного воплощения. Это изображение должно было отвечать двум требованиям: передавать со всей возможной точностью реальный облик Человека Иисуса и, одновременно, раскрыть в его облике то таинственное Божественное начало.


Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Предание считает, что источником представления об образе послужили его прижизненные изображения. Например, хорошо всем известная Туринская Плащаница. В светской литературе нередко можно встретить мнение, что известный образ Христа есть образ в сущности идеальный, воплощение идеи добра и красоты в прекрасной форме, а вовсе не точное воспроизведение исторической личности.


В этом отношении весьма интересная лекция была прочитана в прошлом веке в Англии председателем королевского общества художником Вайк-Бейлисом, который взял своей темой именно вопрос о подлинности общепринятого образа Христа и рассмотрел его помимо всяких религиозных и богословских тенденций чисто с художественно-исторической точки зрения, как представитель свободного искусства.


Его мнение, поэтому получает тем больший интерес, что это свободный голос художника в пользу исторической достоверности одного из самых дорогих христианский преданий. Общепринятое изображение лика Христа, по мнению Бейлиса не есть изобретение гения какого-нибудь великого живописца, а действительное изображение действительной личности.


Под изображением Христа в данном случае он разумеет тот общепринятый образ, который свойствен всем существующим памятникам, что мы все несознательно имеем в виду, когда нам приходится из целого ряда портретов указать или выделить тот, который воспроизводит перед нами именно Христа, а не какую-нибудь другую личность, и всегда безошибочно узнается людьми. Такими чертами наделенный Иисус Христос уже на рельефах и фресках IV века.


Но стремление к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских иконописцев. Наоборот они стремились, как можно полнее сохранить все то, что было сделано их предшественниками. Древние прославленные изображения Спаса повторялись, но никогда не возникало копий, так как воспроизводились лишь главные характерные черты образца. Добавляя к ним что-то новое, мастера создавали свои произведения. Нерукотворный образ или иначе «Спас Нерукотворный» важнейший образец, которому следовали мастера во все времена. Предание о «Нерукотворном Образе» утверждало не только то, что изображение было создано по воле Иисуса Христа, но и то, что оно было создано в помощь страждущему человеку.


Эти свойства помощи и защиты связывали на Руси не только с тем изображением, который почитался как подлинный , но и с его повторениями. Поэтому «Спаса Нерукотворного» часто на Руси помещали над вратами крепостей и воинских стягах.


Древнейший из сохранившихся «Спас Новгородский» XII века, принадлежит сейчас государственной Третьяковской галерее. Человеческое и недоступное как и в Евангельском предании о Спасе, соединено в его лике на этом древнейшем русском образе. Безусловно в нем и одновременно абсолютно непостижимо то чудесное начало, дающее человеку помощь и защиту, о котором повествует предание о первой иконе.


Два столетия отделяют эту икону от «Спаса Нерукотворного» конца XIV века, принадлежащего сейчас Центральному музею Андрея Рублева. Высокая недоступная сила, которой наделен и здесь лик Иисуса Христа не облекает его непостижимым покоем, а исходит из него, обращена, приближена к человеку и в этом приближении есть нечто грозное. С иконной доски словно надвигается на человека огромный нерукотворный лик. Его сложный разворот не отражение реального ракурса – лик как бы с обеих сторон повернут к зрителю, с особой силой обращен к нему. К прямо стоящему перед иконой обращены огромные темные глаза и их «вездесущий» проникновенный взгляд, который не имеет перед собой преграды, проникая в самые потаенные глубины человеческой души. И печально то, что открывается здесь Спасу, - именно этим рождена скорбь его глаз, скорбный изгиб губ. Эта икона вовлекает человека в ответный духовный труд и требует предельного напряжения сурового подвига поста и молитвы. И в этом то «научение», та помощь, которую нес этот «Нерукотворный Образ». Уже тогда, наверно, в русском народе родилось представление, что не зритель смотрит на икону, а икона смотрит на человека.


Всего несколькими десятилетиями позже, в самом начале XV века, когда созидание «внутреннего человека» стало пониматься, как обретение им умиротворенности через святоотеческий опыт внутренней молитвы, был создан уже другой образ «Спаса нерукотворного», находящийся сейчас в Успенском соборе Московского Кремля. Здесь черты смягчаются, утрачивают резкость, тревожность. Иной оттенок приобретает и взгляд: также наделенный проникновенной силой, обращенной к «внутреннему человеку», он полон здесь глубокого и утешительного понимания.


Очень важным и распространенным типом изображения древнерусского Спаса был тип, получивший название «Спас Вседержитель» - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием и с правой рукой поднятой в жесте обращенному к этому миру с благословлением.


Отдельное слово хочется сказать о «Спасе Вседержителе» из деисуса Звиногородского чина, выполненным преподобным Андреем Рублевым. Больше всего затрагивает и поражает взгляд Спаса: в нем осознание собственной силы, ведение бездонных глубин человеческой жизни и рожденная этой силой, этим ведением, та безграничная полнота сострадания и всепрощения, с которой он взирает на стоящих перед иконой, которую обещает и на последнем страшном суде. Образ, созданный Андреем Рублевым получил широкий отзыв, он становится объектом прямого повторения. Представление о Владыке мира, обратившего к человеку всю великую силу, отдающего ее на успокоение труждающихся и обремененных, с тех пор не уходило из древнерусской живописи, прочно на века, сроднясь с народным сознанием.


Замечательный богослов Владимир Николаевич Лосский в XX веке очень верно назвал икону «началом созерцания лицом к лицу». В будущем веке верные узрят Бога лицом к лицу, икона – уже начало этого созерцания. Образ Спаса – основа всего, что изображает древнерусское искусство, всех избранных им сюжетов, всех созданных в нем образов.


Научившись изображать Спасителя, как рассказывало Евангелие, древнерусское искусство обретало возможность и необходимость изображать его мать, Деву Марию, давшему Ему плоть, событие Его земной жизни.


Обязательно изображались и люди – святые, приблизившиеся по праведности жизни своей к Спасу.


Этим докладом я не ставил перед собой сверхзадачи за какие то 10 минут раскрыть перед вами весь смысл духовной идеи русской иконописи – понятно что это невозможно. В конечном счете это не получится не только из за объема информации но в большей степени из за того что постичь русскую икону можно только обладая собственным духовным опытом и высокой нравственностью.


Сегодня одной из самых известных икон о которой написаны многотомные труды является икона «Святой Троицы», выполненная преподобным Андреем Рублевым. Но, несмотря на такую популярность и обилие информации - эта икона продолжает оставаться одной из самых таинственных и непознанных.


Хотя детально разобрана композиция, сюжет, прекрасно говорится о зеркальной симметрии, можно много прочитать об истории создания этой иконы, но самое главное – это раскрытие внутренней духовной идеи обращенной к каждому человеку, достигаемой самыми простыми средствами. Сюжет взят иконописцем из Ветхого Завета. Бог, Святая Троица предстает перед нами в виде трех ангелов, восседающих за столом, за которым одно место остается свободным.


Это место для нас. Всякий молящийся перед образом, может почувствовать себя предстоящим не просто величию Бога, а по-настоящему вовлеченным в круг богообщения.


Простой человек становится частью таинственной беседы и ощущает себя непосредственной частью самого Бога. Эта честь показывает безграничную божественную любовь и снисхождение и побуждает человека держать свое сердце, внутренний мир в такой чистоте, чтобы никогда не потерять того высшего предназначения, для которого и существует каждый в этом мире. Преподобный Андрей своим образом предлагает всякому пройти по этому пути и ощутить уже на деле то, что только изображает этот образ.


Питала иконописцев та общая красота приобщения к христианским началам, которую знала средневековая Русь, давшую миру столь многих подвижников


Русская иконопись многому может научить нас и сегодня. Каждый, кто подходит к древнему образу, наверняка ощущал, что после того, как какое-то время постоишь около него, хочется стать самому чище и сделать что-нибудь доброе.


Очень важно понять, как удавалось древнерусским мастерам так полно и глубоко не только изобразить добро, но и передать его тем, кто даже мимоходом встречается с ним, обращая лишь только на него внимание. Поэтому, я считаю, интерес к русской иконе не только расширит наш кругозор, но и откроет нам духовную идею и напитает нас силой великой православной русской культуры – носительницей добра и святости.


Уважаемые прихожане и посетители нашего сайта!

На нашу почту Вы можете присылать свои материалы, пожелания, Ваши отзывы по сайту. Также Вы можете задавать свои вопросы как редакции нашего сайта, так и священнослужителям нашего прихода.

pravlife@gmail.com

Ждем ваших писем!











Астраханская Митрополия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви

Контактная информация:Адрес: 414032, Астрахань, 1-й Сенной пер., 11

Телефон: +7 (8512) 55-06-71